Дети и терроризм
К сожалению, терроризм - это часть
нашей сегодняшней реальности. Даже если мы сами и наши близкие живут в
относительно безопасных регионах. Мы не в силах скрыть от своих детей то, что
происходит на другом полушарии. Нам приходится задумываться - как наши дети
реагируют на происходящее? Как правильно говорить с ними об этом?
Конечно,
реакции разных детей различаются по своей остроте. И все же есть общие моменты
в том, что дети чувствуют, когда в нашу жизнь врываются акты терроризма. Возможно,
главная реакция - это страх. И за себя, и за своих близких, и за тех, кто
оказался в непосредственной опасности. Он усугубляется неуверенностью,
недостатком информации о происходящих событиях. Если ребенок раньше пережил
другие потери или травмирующие события, воспоминания об этих событиях могут
всплыть именно сейчас.
Характерно и ощущение потери стабильности. Это очень
выбивает из колеи. Терроризм нарушает привычный ход событий, разрушает доверие
к людям, лишает эмоционального равновесия и чувства безопасности.
Растерянность, ощущение беспомощности - эти чувства могут транслироваться от
взрослого к ребенку. Гнев - естественная реакция на происходящее. Дети могут
испытывать его по отношению к террористам, к их соотечественникам. Нужно
разрешить им выражать эти чувства. Но гнев может направляться и на тех, с кем
дети чувствуют себя в наибольшей безопасности - на близких.
Как говорить с ребенком.
-
Признавайте чувства ваших детей. Постарайтесь выразить это словами. Например:
"Я вижу, ты потрясен этим".
- Иногда трудно подобрать нужные слова. Тогда
просто обнимите ребенка и скажите: "Это действительно тяжело для тебя и
для нас".
- Скажите ребенку: испытывать страх за
собственную безопасность - это нормально. В то же время постарайтесь убедить
его, что принимаются необходимые меры, чтобы обеспечить эту безопасность. Этим
занимается правительство, армия, другие взрослые.
- Дети, особенно младшего возраста, могут
испытывать непреодолимый страх, который им трудно выразить словами. Если
кому-то из родителей нужно уехать, они могут беспокоиться и за него и за себя
("Что будет со мной, если папа (мама) не вернется?"). Обсудите с
ребенком возможные ситуации: кто о нем позаботится, если уедет тот или иной
близкий человек? К кому, в случае необходимости, можно обратиться за
поддержкой?
- Если мы просто говорим ребенку: "Не
плачь, все будет в порядке", то тем самым не признаем серьезности его
эмоциональных реакций. В то же время, помогая ребенку выразить его чувства, не
забываем высказать надежду, что все наладится.
- Стоит ли подробно обсуждать произошедшее с
ребенком? Это зависит от его возраста. Если вы говорите с дошкольником, младшим
школьником, ограничьтесь только самыми необходимыми деталями. Подростку,
возможно, понадобится подробная информация. Не из праздного любопытства, а
чтобы он мог ответить на свой же вопрос: "Кто может с этим что-либо
поделать?" Старайтесь помочь подростку удержаться от незрелых реакций и
действий ("во всем виноваты мусульмане", "месть террористам"
и т.д.).
Помогайте
вашим детям справиться с их страхами.
-
Помогите детям убедиться в их личной безопасности. Расскажите, что
предпринимаются меры предосторожности для предотвращения терроризма. Например,
усиливается охрана вокзалов и мест проведения общественных мероприятий,
тщательно проверяются документы и багаж пассажиров, есть современные
технические средства, обеспечивающие безопасность, и т. д.
-
Укрепляйте ваши обычные семейные ритуалы, например отхода ко сну (рассказывание
сказки, чтение; помогут мягкие игрушки, любимое одеяло и т.д.). Это повышает у
ребенка чувство стабильности и безопасности. Чем меньше ребенок, тем больше
времени сейчас нужно проводить с ним. Выделите при этом специальное время
(пускай даже небольшое), которое будет посвящено играм или общению только с
ним. Постарайтесь сделать общение как можно более теплым.
- Обычные страхи детей могут усилиться в это
время (страх темноты, резких звуков и др.). Ребенок может бояться засыпать
один. Посидите рядом несколько ночей, дожидаясь, пока сын или дочь заснут.
Разрешайте держать включенным неяркий свет. Если дети в семье спали в разных
комнатах, они могут захотеть спать вместе, разрешите им это. Постепенно
возвращайтесь к обычным порядкам, пока ребенок не почувствует себя снова в безопасности.
-
Попробуйте показать детям, что чувство контроля над ситуацией можно приобрести,
оказывая поддержку другим людям, предпринимая какие-то действия. Например,
послав необходимые вещи, игрушки, письма со словами поддержки тем, кто
пострадал. Это можно сделать через соответствующие организации.
- Если кому-то из членов семьи надо уехать на
время, предусмотрите какие-то действия на этот случай. Собирайтесь с семьями
тех, чьи близкие тоже уехали по каким-то обстоятельствам (например, в общую
командировку с вашим родственником).
- Не позволяйте детям проводить слишком много
времени у телевизора в ожидании новостей о случившемся теракте. Направьте их
внимание на любимые занятия. Постарайтесь сами меньше времени уделять новостям
и больше проводить его с семьей.
-
Если вы замечаете у своего ребенка слишком острую или затянувшуюся реакцию на
печальные события, воспользуйтесь внешней поддержкой. Например, помощью
детского психолога, в случае необходимости - и врача. Есть организации, способные оказать поддержку.
- Выберите
время для себя и постарайтесь разобраться в своих реакциях на происходящее
настолько, насколько это возможно. Это поможет вам лучше понять своего ребенка.